Запрет на получение вознаграждения в связи с исполнением должностных обязанностей.
Государственный или муниципальный служащий не вправе получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским или муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются по акту гражданским служащим в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, муниципальным служащим - в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (в ред. от 05.10.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ч. 2.2 ст. 14.1) закрепляет положение о том, что если лицо, замещающее должность муниципальной службы, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) и это приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено и для гражданских служащих Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 05.10.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ч. 2 ст.17).
Заместитель прокурора
Фатежского района
советник юстиции Т.М.Ярыгина
Меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В Федеральных законах "О муниципальной службе в Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации" также закреплены требования к служебному поведению. Выполнение практически всех из них так или иначе способствует противодействию коррупции, но непосредственно этого касается требования, закрепленного в п. 5 ст. 18 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в п. 3 ст. 14.2 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", где указано, что гражданский служащий, муниципальный служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
Необходимо также сказать и о конфликте интересов. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 03.11.2015) муниципальные и государственные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Указанные лица обязаны уведомлять о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 03.11.2015) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Работодатель, если ему стало известно о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 03.11.2015).
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является муниципальный или государственный служащий, осуществляется путем отвода или самоотвода указанного лица.
Заместитель прокурора
Фатежского района
советник юстиции Т.М.Ярыгина
О предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Следует более подробно рассмотреть обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.11.2015) государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие должности государственной или муниципальной службы, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (и) и несовершеннолетних детей.
Порядок представления указанных сведений установлен Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Согласно ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона лица, замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы обязаны ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются посредством заполнения соответствующей справки. Ее форма утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".
Заместитель прокурора
Фатежского района
советник юстиции Т.М.Ярыгина
Обязанность уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.11.2015) предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прокурор Фатежского района
старший советник юстиции В.А.Тепляков
Ответственность за коррупционные правонарушения и преступления.
Статья 13 Федерального закона 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за совершение коррупционных правонарушений.
Так, за получение взятки (ст. 290 УК РФ) предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки, или штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки, а также дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
За дачу взятки (ст. 291 УК РФ) предусмотрено наказание до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки, или штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки.
Необходимо отметить, что уголовную ответственность несут также посредники, то есть лица своими действиями помогающие осуществить как дачу, так и получение взятки, а также помогающие достигнуть соглашения между взяткодателем и взяткополучателем. За посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) предусмотрено наказание до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки или штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки, а также дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело (примечание к статье 291 УК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Согласно ст.19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Прокурор Фатежского района
старший советник юстиции В.А.Тепляков
О запретах муниципальным и государственным служащим.
Статьей 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (в ред. от 05.10.2015) "О муниципальной службе в Российской Федерации" закреплено, что муниципальному служащему запрещается: замещать должность муниципальной службы в случаях избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также назначения на должность государственной службы, избрания или назначения на муниципальную должность, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, аппарате избирательной комиссии муниципального образования; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке); быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами; выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями; использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество; разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности; принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями и др.
Аналогичные запреты предусмотрены и для гражданских служащих в ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 05.10.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Прокурор Фатежского района
старший советник юстиции В.А.Тепляков
Оспаривание в суде действий по государственной регистрации прав, ограничений (обременений) на недвижимое имущество
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Требования о признании действий регистрирующего органа по государственной регистрации прав, ограничений (обременений) незаконными являются ненадлежащими.
Государственная регистрация лишь констатирует факт возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, в связи с чем она может быть произведена только при наличии правоустанавливающих документов.
Учитывая, что государственная регистрация только удостоверяет наличие права, ограничения (обременения), в судебном порядке могут быть оспорены отказ от регистрации или уклонение от нее, а также само зарегистрированное право, ограничение (обременение) на недвижимое имущество.
Заявляя в судебном порядке требования о признании действий регистрирующего органа по государственной регистрации прав, ограничений (обременений), заявители избирают не предусмотренный законодательством способ защиты своих прав, так как права и законные интересы заявителей не могут быть восстановлены в результате удовлетворения указанных требований.
Способ защиты нарушенных прав по оспариванию действий по государственной регистрации права, ограничения (обременения) не предусмотрен ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Законом о регистрации, ни иными законодательными актами, что подтверждается судебной практикой.
Пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Суды сделали вывод о том, что требование об оспаривании действий по государственной регистрации права, ограничений (обременений) является ненадлежащим способом защиты нарушенных прав, поскольку в случае его удовлетворения нарушаются права и законные интересы лиц, за которыми зарегистрировано спорное право, ограничение (обременение) в ЕГРП.
В таких случаях выявляется спор о праве, подлежащий разрешению в порядке искового производства.
По данной категории дел, рассмотренных Арбитражным судом Курской области и судами общей юрисдикции судебная практика сложилась в пользу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области.
Суды оставляют заявления с такими требованиями без рассмотрения либо отказывают заявителям в признании действий по государственной регистрации незаконными, так как в устанавливают спор о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Спор о праве на недвижимое имущество не может разрешаться в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений путем оспаривания действий государственного органа по правилам главы 22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ.
На основании изложенного, оспаривание действий регистрирующего органа по государственной регистрации прав, ограничений (обременений) незаконными, является ненадлежащим способом защиты нарушенных прав, а, следовательно, не приносит правового результата для заявителя.
Управление Росреестра по Курской области информирует
Для приёма сообщений о фактах коррупции или нарушений требований к служебному поведению гражданских служащих от граждан и юридических лиц в Управлении Росреестра по Курской области функционирует специальная «горячая» линия. Она включает в себя электронный почтовый ящик (antikor@reg.kurskcity.ru) и телефонную линию ((4712) 54 – 60 – 53).
Телефонная линия работает круглосуточно в режиме автоответчика, продолжительность сообщения не регламентируется. Информация о наличии указанного электронного почтового ящика и телефонной линии размещена на подсайте Управления в системе интернет-сайтов Росреестра, на информационных стендах Управления и его территориальных отделов.
На указанный адрес электронной почты также можно отправлять информацию о неисполнении (недобросовестном исполнении) служебных обязанностей государственными гражданскими служащими Управления, нарушениях требований к служебному поведению и случаях конфликта интересов, превышении служебных (должностных) полномочий, нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, фактах вымогательства со стороны должностных лиц, необоснованных запретах и ограничениях.